ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ 

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

ЦЫБАНОВОЙ ТАИСИИ МИХАЙЛОВНЫ


ПОИСК
ВСЁ ОБО ВСЁМ
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
На сайте
Друзья сайта
  • Сайт Бродягиной О.С.
  • Сайт Губаревой Ю.М.
  • Сайт Мокрышевой Н.А.
  • Сайт Гизатулиной О.И.
  • Сайт Штель Т.Н.
  • Методсовет
  • Правила русского языка
  • Сайт Вельмякиной Е.В.
  • Центр довузовского образования
  • Сайт в каталогах
    ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ЦЫБАНОВОЙ ТАИСИИ МИХАЙЛОВНЫ Проголосуй за наш сайт Каталог сайтов Dorus.ru
    Форма входа

    ПРОГРАММНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ УСПЕШНОГО НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

    10 КЛАСС

    А.С. Пушкин.Личность и творческий путь. Принципы периодизации. Эволюция гражданских мотивов, философских мотивов и принципов изображения природы (от «Воспоминаний в Царском Селе» до «Вновь я посетил...», от «Вольности» до «Пира Петра I»). Эволюция жанровой системы пушкинской лирики (от Пушкина — ученика элегической школы Жуковского, Батюшкова до Пушкина 1830-х годов), разрушение жанровых границ. «Евгений Онегин» как этап творческой эволюции поэта. Способы создания "поэзии действительности” (точки зрения, детали бытовой и духовной жизни эпохи, литературные параллели и другие). Темы частной жизни, истории и судьбы в творчестве Пушкина 1830-х годов («Капитанская дочка», «Медный Всадник»

    М.Ю. Лермонтов. Традиции пушкинской лирики в лирике Лермонтова («Пророк», «Узник», «Кинжал», «Демон»). Единство романтической личности лирического героя Лермонтова.

    «Герой нашего времени». Принципы композиции первого психологического романа (система точек зрения и другое). Особенности изображения Востока и Запада в романе. Отличие героя романа от героя лирики Лермонтова. Критика "романтической личности” в образе Печорина.

    И.А. Гончаров. «Обломов». История создания романа. Система персонажей в "романе одного героя”. Роман «Обломов» как социально-бытовой и психологический роман. Сон Обломова в композиции романа. Черты полемики с романтической литературой в изображении природы, любовных переживаний, народных поверий фольклора, отношений Востока и Запада (халат Обломова, Обломов и Штольц и другие). Судьба России и национальный тип в изображении Гончарова. Проблема счастья в романе, проблема воспитания в романе («Обломов» как российский роман воспитания). Традиция "натуральной школы” в первой главе романа. Традиция Пушкина и Гоголя (прежде всего «Капитанской дочки» и «Мёртвых душ») в романе Гончарова. Значение детали и своеобразие художественного пространства (сон, сказка, Петербург) в романе.

    И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Раскол в «Современнике» как одна из причин формирования особенностей героя романа. Проблема временного и вечного в романе. Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, мужчин и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным поколениям). Место природы, искусства (в особенности музыки и поэзии), семейных связей, стремления к взаимопониманию в гармоническом устройстве мира. Система персонажей в романе. Мастерство Тургенева в смысловой нагруженности деталей внешности, речи, одежды, интерьера. Композиция романа и её художественная функция. Значение последней главы романа. Особенности выражения авторской позиции в романе. Полемика в русской критике вокруг романа Тургенева (критики об авторской позиции).

    Н.В. Гоголь. Эволюция гоголевского творчества (от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до «Мёртвых душ»). Значимость сквозных мотивов в творчестве Гоголя для понимания поздних произведений. Эволюция мистико-фантастического взгляда на мир (от беззаботной сказочности «Вечеров» к распаду мира в «Петербургских повестях»; соединение того и другого художественного взгляда в «Мёртвых душах»). Принципы создания многозначности отдельных образов и в целом произведений Гоголя: соединение абсурда с трагизмом, комического с драматическим и так далее. Особенности образов России, русского языка, национального характера в сложном художественном мире гоголевских произведений. Использование художественного пространства для создания фантастического, абсурдного, гротескного (Петербург, в том числе Петербург в «Повести о капитане Копейкине»). Гоголевская деталь: на первый взгляд избыточные и случайные детали и их постепенное складывание в целостную систему на протяжении произведения; вещь и человек, живое и мёртвое, бытовое и философско-символическое.

    Ф.И. Тютчев. Человеческая и литературная судьба Тютчева: поэт пушкинского поколения в эпоху превращения литературы в поле выяснения, в том числе и публицистических вопросов, в эпоху становления русского психологического и философского романа; самоощущение поэта-"дилетанта” в эпоху профессионализации литературного труда. Натурфилософский характер лирики Тютчева («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Видение», «Певучесть есть в морских волнах...», «Не то, что мните вы, природа...», «Когда пробьёт последний час природы...», «День и ночь»). Единство личности и вселенной как одна из центральных тем Тютчева* («Фонтан», «Как океан объемлет шар земной...», «Тени сизые смесились...», «О чём ты воешь, ветр ночной?»). Поэт о человеческой истории и жизни вселенной («Цицерон», «От жизни той, что бушевала здесь...»). Тютчев о России («Эти бедные селенья...», «Слёзы людские, о слёзы людские...», «Умом Россию не понять...»). Соотношение мысли и драматизма переживания лирического героя Тютчева («Silentium!», «Душа моя — Элизиум теней...»). Любовная лирика поэта: любовь как трагический конфликт, изображение психологии женщины в любовной лирике Тютчева («Я помню время золотое...», «О, как убийственно мы любим...», «Не раз ты слушала признанье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Есть и в моём страдальческом застое...», «Чему молилась ты с любовью...», «Последняя любовь», «Любовь, любовь, — гласит преданье…»).

    А.А. Фет*. Лирический герой поэзии А.Фета, его погружённость в природу. Чувственность, вещественность мира, изображённого в поэзии Фета. Образ одухотворённой природы, в том числе в безглагольных стихах поэта («Печальная берёза», «Я пришёл к тебе с приветом...» (повторение), «Ещё весна — как будто не земной...», «Шёпот, робкое дыханье...», «Осень»). Представление Фета о творчестве («Одним толчком согнать ладью живую...»). Медитативная лирика* («На стоге сена ночью южной...», «Измучен я жизнью, коварством надежды...»). "Невыразимость” и "непостижимость” как темы поэзии Фета («Учись у них — у дуба, у берёзы...»).

    Н.А. Некрасов.  . Цикл «В дороге», «Еду ли ночью...». Некрасов о поэте и поэзии («Праздник жизни — молодости годы», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин»). Петербург Пушкина и Гоголя в цикле стихотворений «О погоде»; связь этого цикла с творчеством Достоевского (бедный Макар Некрасова и сон Раскольникова о лошади у Достоевского). Антиромантизм в некрасовском изображении русской деревни, Петербурга и человеческих, в том числе любовных, отношений («Секрет», «Мы с тобой бестолковые люди...»).

    «Кому на Руси жить хорошо». Послереформенная Россия глазами крестьян — стилистика и сюжетные черты фольклорных жанров в поэме (песня, сказка, пословица, примета и другие).

    Эмоциональный накал как характерная черта лирики и поэм Некрасова. Влияние поэзии Некрасова на русскую поэзию XX века.

    Ф.М. Достоевский. Биография и литературный путь. «Преступление и наказание». Связь понятий — "преступление”, "грех”, "наказание”, "искупление” — в романе Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания. Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова (от Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и Порфирия Петровича) как параллели к духовному пути и психологии главного героя. Сны Раскольникова как средство создания психологического портрета героя. Средства создания противоречивости внутреннего мира персонажа. Своеобразие образа и место Петербурга в романе. Психологические, социальные и идейные причины преступления Раскольникова.

    Полемическое начало романа Достоевского. Высмеивание примитивных социалистических идей (Лебезятников). Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское начало). Категорическое отрицание принципа "цель оправдывает средства”. Идея всеобщего братства ("сестринства”): Алёна Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников. Символика романа, в том числе евангельские образы (воскрешение Лазаря). Полемика с романтическим представлением о противостоянии "толпы” и "нестандартной личности”.«Идиот»*. Сквозные темы романов Достоевского: тема денег, Петербург, болезнь и выздоровление, влюблённость и красота, Россия и Запад.

    А.Н. Островский. Творческий путь Островского. Жанровое многообразие драматургического наследия Островского.

    «Гроза». Художественное пространство, система персонажей, своеобразие конфликта драмы. Русская критика о пьесе Островского. Перспектива изображённого Островским мира русской провинции и купечества (от «Грозы» к «Бесприданнице»). Смена власти традиции властью денег.

    «Лес». Разрушение мира русской усадьбы в комедийном изображении Островского. Судьба русского дворянства. Искренность, фальшь и театральность как категории измерения человеческих отношений и качеств личности.

    «Бесприданница»*. Эволюция образа героини у Островского (от Катерины и Кабанихи к Ларисе и Огудаловой). Появление нового типа героя (Карандышев и герои Достоевского).

     

    Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы»* («Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855-го», «Севастополь в декабре»). Изображение войны в повестях. Неприятие официально-шаблонных или наивно-романтических представлений о героизме.

    «Война и мир». История создания романа. Черты эпопеи в романе «Война и мир». Принципы композиции романа: противопоставление и сопоставление в романе противоположных начал: мира и войны, Москвы и Петербурга, отдельных персонажей и так далее. Принципы создания портретов персонажей (значение детали). Толстой-психолог. Различные приёмы изображения героев, любимых писателем и не принимаемых им. Принципы изображения истории в романе. История как "семейная хроника”. Принципы изображения семей Ростовых — Курагиных — Болконских в романе. Философская и историософская позиция автора. Средства полемики с романтическим представлением о роли личности в истории. Изображение Наполеона как полководца, человека и кумира России и Европы начала XIX века. Изображение Кутузова. Понятия музыкальности и гармонии у Толстого, воплощённых в отдельном персонаже, в семье, в законах мироустройства (сны Пети и Пьера), в национальном характере (Платон Каратаев и танец Наташи у дядюшки). Исторический фатализм Толстого и война и мир как состояния жизни (при неприемлемости для автора войны как таковой). Семейное, мирное начало в военных сценах (батареи Тушина, Раевского и другие).

    «Смерть Ивана Ильича»*. Сюжетно-композиционные особенности повести. Духовный переворот в сознании Ивана Ильича. Тема смерти у Толстого (в сравнении с темой смерти в романе «Война и мир»).

    Н.С. Лесков*. «Левша». Стилистические особенности сказа, стилизация под народную легенду. Близость повествователя и героев сказа. Авторское видение героя и событий повести. Пародийное осмысление исторических персонажей и реалий времени в сказе Лескова. Трагический пафос произведения. Проблема национального характера в повести: "маленькие великие люди” (Лесков) в изображении автора.

    «Очарованный странник». Житийное начало повести. Проблема русского характера. Образ Ивана Флягина в художественной системе повести. Иван Флягин — герой и повествователь. Своеобразие стиля повести.

    Проблема русского национального характера в творчестве Лескова. Развитие традиции сказа в русской литературе XX века*.

    М.Е. Салтыков-Щедрин*. Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина (обзор). «История одного города»: фельетон, пародийное описание русской истории, использование гротеска. Совмещение исторических времён в «Истории одного города». Идея принципиальной невозможности перемен в России. Сравнение сатирического изображения истории Салтыковым-Щедриным и пародийной поэмы А.К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва».

    А.П. Чехов. Этапы творческого пути Чехова. Юмористические рассказы. Своеобразие темы "маленького человека” в рассказах раннего Чехова. Современный мир и его социальная иерархия; "маленький человек” как жертва несправедливости и как её носитель. Проза зрелого Чехова. Проблема отчуждения человека в творчестве Чехова. Разрыв человеческих связей как характерная примета времени в изображении Чехова. «Студент». Особенности категории времени и пространства в рассказе. Идея преемственности в человеческой истории и реальный жизненный опыт человека. Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Композиционное единство цикла. Несводимость жизни к тем определениям, которые дают ей рассказчики. Живая жизнь и абсурдность попыток жёстко её регламентировать. «Ионыч». Идеалы русской интеллигенции конца XIX века в изображении Чехова. Характер чеховской детали, повторяемость её; "случайная” и мотивированная деталь.

    Принципиальный отказ автора от морализирования в повествовании. Значение случайности в человеческой судьбе (например, «Дама с собачкой»).

    Театр Чехова. «Вишнёвый сад». Своеобразие драматургического конфликта, лежащего в основе чеховской драмы. Новаторская система персонажей. Значение эпизодических и внесценических персонажей. Своеобразие диалогов. Значение эмоциональной атмосферы в пьесах Чехова. Символическое значение образа вишнёвого сада, роль ремарок. Традиции русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый сад». Комическое и его роль в пьесе.

    11 КЛАСС

     И.А. Бунин. «Антоновские яблоки». Лирическое преображение быта в повествовании. Образ повествователя и его стилистическое воплощение. Ностальгические мотивы в рассказе и их значение; единство мира, основанное на памяти, хранящей живой облик ушедшего. Противопоставление вечного и временного. Значение символической детали в прозе Бунина.

    «Лёгкое дыхание». Необычность, иррациональность поведения героини, её природная сущность. Парадоксальность изображения любви, привязанности, восхищения у Бунина.

    «Господин из Сан-Франциско». Противопоставление сиюминутных ценностей цивилизации и вечных ценностей культуры. Образы современной цивилизации (американское богатство; пароход и его устройство; времяпрепровождение туристов на пароходе и в Италии; итальянские отели для богатых туристов). Мотивы живой и мёртвой жизни в рассказе. Формы воплощения мёртвой (псевдоживой) жизни: образы дьявольского в рассказе. Апокалиптические мотивы и образы в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Реалистическое и символическое в рассказе.

    «Чистый понедельник»*. Конкретное и символическое в рассказе. Образы героев и образ России в рассказе.

    «Окаянные дни»*. Своеобразие жанра записок, стилизованных под дневник. История глазами "пристрастного” свидетеля. Гармоничность прежней жизни и бесформенность современной. Символы прошлого и их значение в записках. Невосполнимая утрата красоты. Значение подлинного документа в структуре произведения. Портреты знаменитых современников писателя. Тема разрушения слова как разрушения смысла в записках.

    А.И. Куприн*. «Гранатовый браслет». Своеобразие главного героя повести, его несоответствие традиционной роли "маленького человека”. Несовпадение "романтической” таинственности, к которой стремится герой, и его социальной роли (телеграфист Желтков). Противопоставление понимания любви Желтковым и обществом, собирающимся в доме Шеиных. Тема высоты истинной любви в «Гранатовом браслете».

    М.Горький. «На дне». Место творчества М.Горького в культуре конца XIX — начала XX века. Черты драматургии рубежа XIX и XX веков в пьесе. Драматургическое новаторство М.Горького. Своеобразие места действия и социальной принадлежности персонажей. Своеобразие системы персонажей: отсутствие главных и второстепенных действующих лиц. Особенности драматического конфликта. Житейский и философский смысл пьесы. Спор о человеке. Понятие правды в драме. Возможности символического прочтения драмы.

    «Мать»*. Изображение социалистического революционного движения как новой религии. Черты жанра жития в романе Горького. Роман Горького в контексте духовного осмысления революционного движения в русской литературе конца XIX — начала XX века.

     А.А. Блок. Значение идей В.Соловьёва для мировоззрения и творчества молодого Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя. «Вступление» («Отдых напрасен. Дорога крута...»), «Вхожу я в тёмные храмы...», «Мы встречались с тобой на закате...», «Предчувствую тебя...»*, «Я отрок, зажигаю свечи...», «Девушка пела в церковном хоре...»*. Символизм Блока.

    Принципы циклизации поэтических книг Блока. Три тома лирики как путь и судьба лирического героя. «Город», «Снежная маска»*, «Страшный мир» и «Возмездие»* («Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На островах»*, «О доблестях, о подвигах, о славе...»).

    Блок о поэте и его назначении — «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал…»), «Незнакомка», «Клеопатра»*, «Соловьиный сад». Использование литературной традиции в создании поэтических символов.

    Россия в творчестве Блока. Основные мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность, положение между Востоком и Западом, женский облик) — «Русь», цикл «Родина» («На поле Куликовом», «На железной дороге», «Родина», «Россия»). Куликовская битва — "символическое событие русской истории”.

    «Двенадцать». Многообразие жанровых истоков поэмы (частушка, марш, романс, песня, заупокойная молитва и другие). Контраст как основной принцип построения поэмы: контраст образов, цвета, стихового ритма, языковых стилей (просторечие — книжный). Контрастная природа революции. Ветер и метель как символы революционной стихии. Символические образы в поэме. Разнообразные толкования образа Двенадцати. Особенности композиции поэмы. Значение финала поэмы, его принципиальная непрояснённость.

    А.А. Ахматова. Книги: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini».

    Многоликость лирической героини. Конкретность образов, "дневниковость” и психологизм ранней лирики: цикл «В Царском Селе», «Сжала руки под тёмной вуалью...».

    Формирование эпического взгляда на мир (от стихотворений 1914 года до стихов начала 1920-х годов) — «Июль 1914», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Всё расхищено, предано, продано...», «Я гибель накликала милым...», «Для того ль тебя носила...», «А Смоленская нынче именинница...», «Когда в тоске самоубийства...», «Ты — отступник: за остров зелёный...».

    Значение темы памяти в поэзии Ахматовой: «В сороковом году», «Мужество», «Реквием», «Северные элегии»*, «Поэма без героя»*.

    Ахматова о поэте и поэзии («Тайны ремесла»). Влияние классической традиции русской лирики на творчество поэта.

    О.Э. Мандельштам*. Книги: «Камень» и «Tristia».

    Сиюминутное — вечное у раннего Мандельштама («Дано мне тело»). Трагическое ощущение хрупкости смертного и холодности, безликости вечного («Нет, не луна, а светлый циферблат...»). Воплощение темы творчества (в том числе и поэтического) в конкретно-осязаемых образах (камня, дерева, ласточки и другом). Значимость архитектурных мотивов («Notre Dame», «Айя-София»), в том числе в связи с темой культурной преемственности («Я не слыхал рассказов Оссиана», «Silentium», «Золотистого мёда струя из бутылки текла…», «Век»). Мотивы Тютчева в поэзии Мандельштама и их переосмысление. Образ Петербурга в стихотворениях Мандельштама. Тема гибели культуры, апокалиптические мотивы («Петербургские строфы», «Адмиралтейство», «В Петрополе прозрачном мы умрём», «Сумерки свободы», «Нет, никогда ничей я не был современник...», «За гремучую доблесть…», «Мы живём, под собою не чуя страны…»).

    В.В. Маяковский. Предреволюционная лирика. Своеобразие поэтического языка. Единство противоположностей в характере лирического героя: грубость–нежность, ненависть–любовь. Резкое неприятие буржуазного мира, его представлений о любви, красоте, поэзии. Ощущение себя поэтом улицы. Связь поэзии Маяковского с изобразительным искусством. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы. Своеобразие и функция художественных средств. Особенности стихосложения. Ритмическое своеобразие поэзии Маяковского. Новаторство Маяковского — «А вы могли бы?..», «Любовь» («Девушка пугливо куталась в болото...»), «Послушайте!», «А всё-таки», «Адище города», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Вам!», «Облако в штанах». Своеобразие послереволюционного творчества. Работа в Окнах РОСТА. Понятие акцентного стиха*. Маяковский о назначении поэзии. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Во весь голос».

    Современность в зеркале сатиры Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся». Сатирическая драматургия Маяковского* («Баня», «Клоп»).

    С.А. Есенин. Блоковские мотивы в ранней поэзии С.Есенина («Запели тёсаные дроги»). Цельность и гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина («Гой ты, Русь моя родная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия деревни и родины в лирике Есенина («Край ты мой заброшенный», «Как захожий богомолец я смотрю твои поля...»*, «Отговорила роща золотая...»). Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и другие («Я покинул родимый дом», «По-осеннему кычет сова»). Противопоставление цивилизации и природы («Я последний поэт деревни», «Песнь о хлебе»*). Есенин о месте поэта в послереволюционной России («Возвращение на родину», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Не жалею, не зову, не плачу», «Сорокоуст»*, «Несказанное, синее, нежное», «Русь уходящая»*, «Анна Снегина»). Поздняя любовная лирика (цикл «Персидские мотивы»).

    Трагическое мироощущение поэта в поэме «Чёрный человек»*.

    М.И. Цветаева*. Романтическое мироощущение Цветаевой. «Стихи о Москве». Романтические поэтические портреты современников (цикл «Стихи к Блоку»; «Стихи к Ахматовой»). Мотивы одиночества и их романтического преодоления в лирике Цветаевой (цикл «Провода», «Русской ржи от меня поклон», «Расстояния: вёрсты, мили»). М.Цветаева о поэте и поэзии — «Поэт» («Поэт — издалека заводит речь»).

    Б.Л. Пастернак. Единство поэзии, жизни и природы в лирике Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!», «Марбург»*, «Определение поэзии», «Про эти стихи»*, «Поэзия» («Поэзия, я буду клясться»)*, «Во всём мне хочется дойти...». Музыкальные темы и мотивы* («Импровизация»*, «Опять Шопен не ищет выгод»*, «Годами когда-нибудь в зале концертной...»*).

    «Доктор Живаго»*. Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории. Художественное решение проблемы соотношения жизни и смерти. Роль искусства в бессмертии человека. Образ эпохи в романе. Роман Пастернака в контексте традиций русской классики и литературы ХХ века.

     Е.И. Замятин. «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах "идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций*.

    На выбор одно или несколько произведений о Гражданской войне:

    И.Э. Бабель*. «Конармия». Гражданская война в изображении Бабеля. Язык и система ценностей героев «Конармии». Роль интеллигенции в революции. Образ повествователя и главного героя.

    А.А. Фадеев*. «Разгром». Своеобразие композиции романа и её художественный смысл (противопоставление путей Морозки и Мечика). Интеллигенты в романе — представители разных политических партий. Социальный состав партизанского отряда. Образ Левинсона как символ военного лидера эпохи Гражданской войны.

    М.А. Шолохов*. «Тихий Дон». Донское казачество как историческая сила. Мир казачества в романе Шолохова: распад патриархальных семейных связей, разрушение этических представлений как следствие кризиса русского общества накануне революции. Судьба семьи Мелеховых. Жестокость изображённой в романе жизни. Особенности финала романа и его значение. Логическая и историческая неизбежность революции и Гражданской войны в романе.

    М.А. Булгаков. «Белая гвардия»*. Изображение истории в романе. Противопоставление дома и города: дом — основа человечности в бесчеловечном мире. Мир культуры в романе: театр, литература, семейные и социальные традиции как основа романа и как условие сохранения возможностей нормальной жизни. Своеобразие пространства и времени в романе. Литературная традиция в романе.

    САТИРИЧЕСКОЕ И ТРАГЕДИЙНОЕ В ИЗОБРАЖЕНИИ 1920–1930-х годов

    М.А. Булгаков. «Собачье сердце»*. Булгаков об историческом эксперименте. Тема создания нового человека. Литературная традиция как средство создания сатирических образов.

    «Мастер и Маргарита». Философский релятивизм романа: отказ от традиционных представлений о времени, пространстве, границах между истиной и ложью, жизнью и смертью, добром и злом. Особенности композиции романа. Соотношение московских и ершалаимских глав. Полемика с евангельской историей Христа: человеческая природа Иешуа, пародийность образа Левия Матвея, сложность образа Пилата. Пародирование в московских главах элементов церковной службы и христианских таинств. Неоднозначность образа Мастера. Образ Ивана Бездомного и его значение в романе. Образ Воланда и разгул нечистой силы в современной Булгакову Москве. Сатирические мотивы в романе. Музыкальные мотивы в романе. Литературная традиция и её значение для понимания романа.

    М.М. Зощенко. «Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Любовь»*, «Анна на шее»*.

    Новый тип героя и новый тип повествования в творчестве Зощенко. Соединения сочувствия и сатиры в авторской позиции. Функция названий и сюжетов классической русской литературы XIX века в прозе Зощенко*.

    А.П. Платонов. «Сокровенный человек». Язык как предмет и средство изображения нового мира и нового героя.

    «Котлован»*. Платонов об отношениях человека и природы и возникшей между ними дисгармонии. Символический смысл котлована, бездомности ребёнка, сцен раскулачивания, гибели ребёнка. Особенности новой жизни через особенности языка. Традиции русской литературы и философии в романе.

    Н.А. Заболоцкий. Книга «Столбцы» («Меркнут знаки Зодиака», «Движение», «Рыбная лавка»). Художественная оправданность сочетания высокого и низкого в «Столбцах». Эффект отстранения как результат соединения несоединимого. "Детский” взгляд на мир. Живописность поэзии раннего Заболоцкого.

    А.Н. Толстой*. «Пётр Первый». Изображение времени Петра в идеологических, политических и нравственных параллелях с реальностью советского времени 1920–1930-х годов.

    ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА

    А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»*. Судьба героя, вобравшая в себя судьбы многих. Особенности и значение юмора в поэме. Толстовская традиция изображения "невоенных” эпизодов в войне.

    «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины...». Воспоминания о войне как сквозной мотив лирики Твардовского.

    В.П. Некрасов*. «В окопах Сталинграда». Реализм изображения военного быта. Идея ответственности офицера за отданный приказ.

    К.Воробьёв*. «Убиты под Москвой». Цена человеческой жизни и цена жизни солдата в тоталитарном обществе.

    В.Быков*. «Обелиск». Тема памяти о войне. Проблема истинного и ложного героизма.

    В.П. Астафьев*. «Пастух и пастушка». Отсутствие героизации в изображении войны. Война как безликая жестокая сила, не разбирающая ни добра, ни зла, ни своих, ни чужих. Проблема сохранения человечности в этих условиях.

    Г.В. Владимов*. «Генерал и его армия». Тема человеческих связей в тоталитарном государстве. Проблема нравственного выбора и предательства. Вопросы цены военной карьеры. Тема прочтения войны XX века через призму идей Толстого. Новаторство в показе нравственных проблем и идейных исканий при изображении людей, разделённых фронтом. Проблема войны против русских, перешедших на сторону Гитлера.

    В.С. Высоцкий. «О моём старшине», «Чёрные бушлаты», «Высота», «Мерцал закат, как блеск клинка», «Разведка боем», «Он вчера не вернулся из боя», «Песня о госпитале», «Звёзды». Психологически точное изображение Великой Отечественной войны человеком невоенного поколения. «Тот, который не стрелял», «Песенка про Серёжку Фомина». Превратности жизни при подведении итогов войны.

    "Ролевые” песни Высоцкого (лирическое и драматургическое начало песен Высоцкого). Изображение советской реальности. Драматическое и комическое в песнях Высоцкого. «Диалог у телевизора», «Милицейский протокол», «Поездка в город», «Инструкция», «Лекция о международном положении», «Письмо в редакцию телепередачи "Очевидное — невероятное” с Канатчиковой дачи», «Охота на волков».

    Б.Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики», «Бери шинель, пошли домой». Лирическое изображение войны в песнях Окуджавы.

    «Полночный троллейбус», «Гори, огонь, гори», «Песенка о голубом шарике», «Песенка об Арбате», «Живописцы», «На фоне Пушкина снимается семейство», «Молитва», «О Володе Высоцком». Романтический мир песен Окуджавы. Идеалы любви, дружбы, верности, благородства, памяти. Значение песен Окуджавы в советском обществе.

    ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ

    А.И. Солженицын*. «Один день Ивана Денисовича». Первое произведение о лагерном быте в советской литературе. Иван Денисович — "маленький человек” литературы XX века. Лагерный быт в изображении Солженицына. Воспитанная годами советской истории способность человека приспосабливаться к самым страшным обстоятельствам.

    «Матрёнин двор». Мотивы русской литературы XIX века в рассказе: мотивы метели и железной дороги. История советского государства и судьба человека. Образ Матрёны-праведницы. Российский масштаб изображённого.

    Ю.В. Трифонов*. «Старик». Историческая основа романа. Соединение документального и художественного. Различные временные пласты в романе. Своеобразие повествования и образ повествователя — Павла Евграфовича Летунова. Художественное значение образа Мигулина. Позиция автора. Художественный смысл финала.

    В.М. Шукшин*. «Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам!», «Верую!», «Выбираю деревню на жительство». Герои и антигерои Шукшина. Комическое и трагичес

    СЕЙЧАС
    КАЛЕНДАРЬ
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Мини-чат
    Спасибо за голос
    Проголосуй за наш сайт
    Контакты
  • Посетители
    Мои гости
    Всего ответов: 94
    Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 82
    Музыка ветра

      © 2012